Биография В.И. Сафонова

из книги "Странствующий маэстро"

Василий Ильич Сафонов родился на Кавказе, в станице Ищорской, 25 января 1852 г., в семье урядника Терского казачьего войска Ильи Иоанновича Сафонова и Анны Илларионовны, урождённой Фроловой, дочери подполковника того же войска.

В 1862 г. Василий Сафонов поступил в Первую Петербургскую гимназию. Из гимназии за отличие был переведён в Императорский Александровский лицей, который окончил в 1873 г. с большой серебряной медалью и чином IX класса (титулярный советник).

Музыкой занимался с 1865 г.: по фортепиано у А.И.Виллуана, затем у Т.О.Лешетицкого, по теории – у Н.И.Зарембы. Несмотря на горячее желание продолжать занятия музыкой, сразу по окончании лицея поступить в консерваторию Сафонов не мог, так как должен был прослужить шесть лет на государственном поприще: с 1873 по 1879 годы он служил в канцелярии Комитета министров. Подав в отставку в чине коллежского асессора, осенью 1879 г. Сафонов поступил в Петербургскую консерваторию в фортепианный класс Луи Брассена. Пройдя курс за семь месяцев, окончил консерваторию в 1880 г. с малой золотой медалью, и с осени 1881-го служил там же младшим преподавателем класса специального фортепиано.

В 1882 г. Сафонов женился на Варваре Ивановне Вышнеградской. В этом браке родилось три сына и семь дочерей.

Совместно с виолончелистом К.Ю.Давыдовым в качестве аккомпаниатора и солиста совершил несколько концертных поездок по России (весна 1883, осень 1887, весна 1888) и Европе (осень 1883).

В сентябре 1885 г. Сафонов поступил в Московскую консерваторию на должность профессора класса фортепиано. В разное время у Сафонова в Москве учились: блестящий виртуоз И.Левин, мечтатель и мистик А.Скрябин, пианист-мыслитель Н.Метнер. Но не все ученики Сафонова остались только пианистами: А.Гречанинов, Н.Метнер, А.Гедике и А.Скрябин проявили себя в композиции, Э.Розенов и Н.Брюсова стали теоретиками, Е.Бекман-Щербина, сёстры Гнесины, Л.Николаев, М.Пресман, Д.Шор выросли в крупных педагогов и организаторов музыкально-учебного процесса.

Осенью 1889 г. Сафонов занимает пост директора Московской консерватории и в этой должности проявляет талант организатора педагогического дела. За 16 лет своего директорства он приглашает в консерваторию на должность профессоров целый ряд талантливых музыкантов: пианистов П.Ю.Шлёцера, Ф.Бузони, А.Н.Скрябина, В.И.Скрябину и К.Н.Игумнова, певцов В.М.Зарудную, Л.И.Джиральдони и У.Мазетти, теоретиков М.М.Ипполитова-Иванова, Г.Э.Конюса и А.Н.Корещенко, виолончелиста А.Э. фон Глена.

Вместе с тем следует отметить и отрицательные стороны управления Сафоновым консерваторией – его нетерпимость к чужому мнению, порой грубость и открытое самоуправство. Сафонов не считался с мнением художественного совета, полагая, что управление учебным заведением должно осуществляться директором единолично. При нём консерваторию покинули такие видные силы, как А.С.Аренский, С.В.Смоленский и А.И.Зилоти; Г.Э.Конюс был уволен после ряда поданных им на Сафонова жалоб.

Давнишней мечтой московских музыкантов было строительство при консерватории большого концертного зала. Во многом благодаря хлопотам Сафонова, в 1893 г. правительством была ассигнована сумма в 400 тысяч рублей золотом для строительства уже не зала, а нового здания консерватории. Тогда же была создана Строительная комиссия во главе с Сафоновым. В сентябре 1898 г. занятия начались уже в новом здании на Большой Никитской, а в апреле 1901-го состоялось торжественное открытие Большого зала Московской консерватории и инаугурация органа, построенного фирмой «Maison Cavallé-Coll».

Возглавив консерваторию, Сафонов впервые берёт в руки дирижёрскую палочку, так как по статусу директора он должен был управлять концертами студенческого оркестра и оперными спектаклями. Кроме того, по примеру Антона и Николая Рубинштейнов Сафонов устраивает общедоступные концерты силами учащихся консерватории. Концерты проходили в цирке Морозовых на Воздвиженке и пользовались огромной популярностью. Оркестр и хор консерватории участвовали в Коронационных торжествах 1896 г. и в праздновании 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина в мае 1899-го. Дважды в год проходили концерты памяти основателя консерватории Н.Г.Рубинштейна. В 1902–1904 годах оркестр даёт концерты в провинции, участвуя в сборе средств на памятник М.И.Глинке. Подобные концерты проходят в Туле, Владимире, Ярославле и Нижнем Новгороде. 16 ноября 1902 г. под управлением Сафонова в Петербурге силами Московской и Петербургской консерваторий состоялось исполнение оратории А.Г.Рубинштейна «Вавилонское столпотворение».

Каждую весну в Большом театре консерваторцы демонстрируют свои успехи, представляя под управлением директора экзаменационный оперный спектакль. Консерватория не боится трудностей и с блеском справляется с такими сложными постановками, как, например, «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все» В.-А.Моцарта, «Фиделио» Л.Бетховена, «Вольный стрелок» К.-М.Вебера.

Осенью 1890 г. дирекция Московского отделения Русского музыкального общества предложила Сафонову возглавить все 12 абонементных концертов наступающего сезона, и вплоть до марта 1905 г. Сафонов оставался «коренным», как тогда говорили, дирижёром Московского отделения ИРМО. Программы абонементных концертов были разнообразны и готовились чрезвычайно тщательно. Шедевры западной музыки органично сочетались с сочинениями отечественных композиторов. Именно под управлением Сафонова Москва впервые услышала такие масштабные произведения, как оратории «Мессия» Г.-Ф.Генделя и «Сотворение мира» Й.Гайдна, «Te Deum» Дж.Верди, «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова, 4-я симфония И.Брамса и 3-я симфония К.Сен-Санса, 1-я симфония А.Н.Скрябина и 6-я симфония П.И.Чайковского. Нередко Сафонов включал в программы своих концертов сочинения начинающих, ещё мало кому известных авторов, недавно окончивших консерваторию. Так, под его управлением впервые прозвучали «Утёс» С.Рахманинова и танцы из его оперы «Алеко», 1-я симфония Р.Глиэра (посвящённая Сафонову) и 1-я симфония А.Гречанинова, сочинения А.Корещенко, С.Василенко и А.Гедике.

В январе 1896 г. в Амстердаме состоялся первый зарубежный концерт Сафонова-дирижёра. В том же месяце он выступает в Берлине, Праге и Париже, весной 1897-го – снова в Праге. В январе 1903 г. под управлением Сафонова и с участием автора прошли пражская и венская премьеры Второго фортепианного концерта С.В.Рахманинова. В ноябре 1903-го и январе 1904-го Сафонов снова дирижирует в Вене, а в марте 1904 г. едет в Нью-Йорк для управления абонементным концертом оркестра Нью-йоркского филармонического общества. Во всех поездках ему сопутствует большой успех.

Осенью 1905 г. В.И.Сафонов оставил консерваторию, в которой прослужил 20 лет. Конечно, его уход связан со студенческими волнениями и возникшей оппозицией в среде профессоров, но лишь отчасти: Сафонов уже давно вынашивал своё решение. Музыканта тяготила неизбежная рутина консерваторской жизни, его тянуло на мировой простор. К началу XX века он уже видел себя прежде всего дирижёром, а феноменальный успех в Нью-Йорке в марте 1904-го и январе 1905-го укрепил его в решимости расстаться с делом, в которое он вложил столько труда и любви.

В 1906 г. Сафонов заключает контракт с Филармоническим обществом Нью-Йорка сразу на три сезона – случай беспрецедентный в практике общества. Параллельно он становится почётным директором Национальной консерватории Америки. Таким образом, основная его деятельность с осени 1906-го по весну 1909-го проходит в Нью-Йорке, а по пути в Америку и обратно он выступает в Лондоне и Копенгагене.

Успех, сопровождавший европейские концерты, позволяет Сафонову не продлевать американский контракт и стать уже окончательно «вольным художником», зависящим только от концертных агентов. Теперь центр тяжести концертной деятельности Василия Ильича переносится в Англию и континентальную Европу. Он с триумфом выступает в Риме, Милане, Турине, Вене, Берлине, Брюсселе, Копенгагене, Амстердаме, Стокгольме, Христиании. Список иностранных городов, в которых в те годы выступал Сафонов, включает 32 наименования.

Не забывает Сафонов и Россию: в 1910-е годы он активно выступает как дирижёр и пианист в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве, Варшаве, Риге, Саратове, Кисловодске и других городах империи.

Многое связывает В.И.Сафонова с российским Кавказом, особенно с Кисловодском, где жили его родители и где в августе 1877 г. состоялось его первое публичное выступление. И хотя вся деятельность музыканта проходит вдали от Кавказа, часть летнего отпуска он неизменно проводит в городе, ставшем для семьи Сафоновых второй родиной. В кисловодском доме Василия Ильича гостят его ученики, и дом этот становится одним из центров культурной жизни Кавминвод. Приезжая в Кисловодск для лечения и отдыха, Сафонов участвует в благотворительных концертах, устраиваемых в курзале.

Выросший в казачьей семье, Сафонов до конца жизни числился станичным казаком. В отличие от своего отца-генерала, в армии он не служил, но происхождением своим гордился и к обязанностям станичного казака относился серьёзно: жертвовал крупные суммы на строительство православных храмов, участвовал в благоустройстве станиц, в годы войны помогал госпиталям и семьям погибших на фронте воинов. Ежегодно отдыхая летом в Кисловодске, Сафонов много времени проводил в среде простых казаков. За многочисленные заслуги перед Терским казачеством он был удостоен звания «Почётный казак станицы Кисловодской».

Начавшаяся мировая война заставила Сафонова ограничить свою бурную концертную деятельность городами Англии, Скандинавии и России, но не смогла повредить его успеху. Напротив, опасность внесла в поездки дирижёра элемент героизма: «Невзирая на войну, рискуя собственной жизнью при переездах по минированным морям, пренебрегая бомбами, В.И.Сафонов совершает поездки по Англии и даёт свои концерты для пропаганды русской музыки», – писала московская газета «Новости сезона» 26 мая 1915 г.

И только революционные события марта 1917 г. положили предел гастрольным поездкам Сафонова. Последний европейский концерт под его управлением состоялся в Гельсингфорсе в апреле 1917-го. В мае он возвращается в родной Кисловодск, где в сентябре исполняет с сыном Иваном в трёх концертах все десять сонат Бетховена для скрипки и фортепиано, а в декабре дирижирует в курзале тремя симфоническими концертами из произведений Бетховена.

Умер Василий Ильич Сафонов в Кисловодске 14/27 февраля 1918 г.

Список архивов, фондов. Благодарности.

 

Наверх

На главную

Книги о В.И. Сафонове

 

Используются технологии uCoz